22 ноября 2021

Срыв погрузки

Срыв погрузки представляет собой известное всем перевозчикам понятие, под которым понимается не исполнение одной из сторон договора перевозки груза своих обязательств по данному договору. В ситуации «срыва», погрузки не производится и договор фактически не исполняется.

Такое нарушение обязательства может произойти по вине, как грузоотправителя (заказчика) так и по вине перевозчика.

Срыв погрузки перевозчиком

может наступить в результате:

  •  непредставления транспортного средства
  • предоставления транспортного средства с опозданием
  • предоставления транспортного средства непригодного к перевозке
  • не исполнение перевозчиком обязанностей по погрузке (если это предусмотрено договором)

Давайте разберемся с каждым из этих случаев.

Так при непредставлении транспорта, перевозчик на загрузку не является вообще. Такие действия являются не чем иным как односторонним отказом от исполнения обязательств стороны договора.

Опоздание транспорта говорит само за себя. В этих случаях перевозчик нарушает оговоренный с заказчиком срок предоставления машины. При этом договор еще может быть исполнен, если заказчик не откажется от него.

Предоставление транспорта непригодного для перевозки. Данная категория случае срыва имеет место когда предмет оговоренный в договоре или заявке не может перевозится на предоставленном транспорте. Такая ситуация может возникнуть, когда, например, машина которую предлагает исполнитель отличается от той которая указана в договоре. Или в случае когда транспортное средство, оговоренное в договоре (заявке) оказывается фактически непригодно для перевозки. Это может выяснится уже на этапе непосредственной погрузки.

В случае споров с перевозчиком в первом случае, его позиция является очевидно неправомерной в силу нарушения условий договора. Однако как быть во втором случае? Ведь в таких ситуациях исполнители ссылаются на тот факт, что заказчик знал о предлагаемой машине и сам одобрил ее использование. Для подобных ситуаций судебной практикой был выработан подход, согласно которому, на профессиональном перевозчике, занимающимся предпринимательской деятельностью лежит обязанность предоставить транспортное средство пригодное для перевозки того груза, который был указан в договоре. По  этому полагаться только на то, что конкретный транспорт указан в договоре и именно он и был предоставлен, не стоит.

Не исполнение обязанности по погрузке. Вопрос о том, кто должен произвести погрузку, должен быт разрешен сторонами в договоре. Иначе может возникнуть конфликт и срыв погрузки. Особенное значение данный момент имеет, когда перевозится тяжелый негабаритный груз, для загрузки которого требуется применение специальной техники (например, кранов).

СРЫВ ПОГРУЗКИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕМ, ЗАКАЗЧИКОМ

Имеет место, когда:

  • Не предоставляется груз
  • Предъявлен груз не указанный в договоре, либо его вес, размер не соответствуют договору
  • Груз предъявлен с опозданием
  • Заказчик не исполнил обязанность по погрузке    

Указанные случаи являются, по сути, аналогичны случаям срыва со стороны перевозчика и как правило не требуют объяснения.

ВЕСТИ ГРУЗ В СОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАНОМ ВИДЕ?

Иногда уже в ходе исполнения договора могут возникнуть спор о том, в каком виде вести груз. Такой конфликт может превратиться во взаимный отказ обоих сторон от исполнения договора и выставление претензий друг другу, которые будут, в конце концов, рассматриваться в суде.

Для того, чтобы вы не попали в неприятную ситуацию, обращаю ваше внимание, всех перевозчиков на следующее. Если в договоре прямо не предусмотрено, что груз должен быть перевезен в разобранном виде, то перевозка должна осуществляться в том виде (и в тех габаритах) которые указаны в договоре. То есть целиком. Изменять в одностороннем порядке условия договора никто не в праве!

ЧТО, ЕСЛИ У ПЕРЕВОЗЧИКА НЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ?

Такой вопрос, также часто возникает в судебной практике. Можно ли отказаться от договора, если исполнитель, не получил специальное разрешение на перевозку груза?

Короткий ответ на этот вопрос НЕТ, нельзя. Так, гражданско-правовые отношения транспортного обязательства между сторонами договора и административные отношения между хозяином машины и государством не связаны. Судебной практикой выработан подход, согласно которому, если перевозчик не получил специальное разрешение, но при этом готов исполнить договор при его отсутствии, отказаться от договора заказчик не в праве. В данном случае если заказчик откажется от перевозки, потому, что специальное разрешение отсутствует, он своими действиями создаст срыв погрузки и понесет за это ответственность!

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СРЫВ ПОГРУЗКИ

Ответственность за срыв возможна в виде штрафа (неустойки) предусмотренного соответствующим законом, уставом (например, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) или договором, а также в виде компенсации убытков. В ситуации, когда вам сорвали перевозку вы в праве отказаться от договора и потребовать штраф за срыв (в некоторых случаях также за простой) и убытки, то есть либо ваши прямые расходы, либо упущенную выгоду (доходы которые вы могли бы получить в случае исполнения обязательства надлежащим образом).

Важно!

Для наступления ответственности виновного лица, в обязательном порядке должен составляться акт о соответствующем нарушении.

Кроме того, мы настоятельно советуем вам дублировать в договоре условия УАТ РФ, и других кодексов об ответственности. Покскольку в некоторых случаях перевозчик ответчает только перед грузотправителем, но не перед заказчиком, который является посредником, в цепочке между отправителем груза и его конечным получателем.

Срыв погрузки

В случае, если вы попали в похожую ситуацию, совету вам незамедлительно обратиться к нашим транспортным юристам за консультацией!