Как правило, в грузоперевозке участвует 3 стороны:
Или иными словами - «отправитель», «перевозчик» и «получатель».
В момент, когда отправитель передает груз для отправки, у перевозчика возникает ответственность за его сохранность, до момента выдачи получателю. Не важно, что произойдет в пути - кража груза, ДТП на дороге, вина возлагается на перевозчика. Зная об этом обстоятельстве, транспортные компании пытаются обезопасить себя различными способами, включая в договоры оговорки, по типу того, что они не несут ответственности за выявившееся в процессе транспортировки несоответствие, в том числе за внутреннюю недостачу, потерю товарного вида при целостности наружной упаковки груза.
Именно поэтому, отправитель груза должен внимательно читать договор на перевозку груза, уточняя, что заложено в ответственность транспортной компании и какие права имеют отправитель и получатель.
Если между отправителем груза и его перевозчиком не возникает договорных отношений, в случае возникновения спора и обращения в суд, исковое заявление не будет принято к рассмотрению.
Многие транспортные компании размещают на своих сайтах типовые договоры и их условия можно изучить в свободном доступе.
Ответственность за сохранность груза
Если вы заключили договор перевозки груза и во время перевозки произошло повреждение, утрата груза, у вас возникает право на взыскание ущерба с перевозчика. Давайте разберемся, что можно требовать:
Для взыскания ущерба с перевозчика, необходимо предпринять следующие действия:
Факт фиксация утраты или повреждения выступает в качестве доказательства возникновения ущерба на определенную сумму. Это важно при обращении в суд с иском. Несоответствие между фактическими данными по наименованию груза, его массе, количестве, указывается в транспортной накладной. Все вносимые записи заверяются подписями представителей обеих сторон и печатью получателя груза.
Владелец груза составляет также акт об утрате груза, повреждении и недостаче. О составленном акте делается отметка в соответствующих сопроводительных документах (транспортной накладной, заказе-наряде и пр.). Акте также подписывается в присутствии
представителя перевозчика и им ставится подпись об ознакомлении.
Односторонний акт не будет служить подтверждением обстоятельств, являющимися основанием для возникновения ответственности перевозчика. Составляется акт в день обнаружения ущерба или в течение следующих суток.
Что должен содержать документ:
Важные составляющие акта:
Если проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке экспертиза, то ее результат прикладывается к акту.
Второй по важности документ - транспортная накладная
Наряду с договором идет второй по важности документ - транспортная накладная. Готовится в трех экземплярах - для отправителя, перевозчика и получателя. Без транспортной накладной перевозчик не может осуществлять услуги по перевозке. При необходимости, в накладной следует сделать отметки, если перевозка требует особых условий, например, соблюдение специального температурного режима. Не забываем об осмотре груза по количеству и качеству. Внимание уделяется упаковке и таре, наличию пломб.
Если обнаружены дефекты на грузе, следует сделать фото или видео фиксацию все повреждений, общий вид. Не стоит спешить с подписанием транспортной накладной. Если будет стоять подпись без замечаний, в будущем будет сложно предъявить претензии к транспортной компании, так как суды отказывают в удовлетворении подобных исковых требований. Если при выдаче груза обнаружен ущерб, получатель вправе требовать от транспортной компании пригласить соответствующих экспертов для проведения товароведческой экспертизы груза.
Пример из судебной практики
Заказчик обратился с исковым заявлением к перевозчику с требование о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. В иске пострадавшая сторона ссылается на несоблюдение перевозчиком условий температурного режима, что в итоге привело к порче товара и уменьшению его стоимости. Факт повреждения зафиксирован в накладной. При этом отметка сделана не водителем, а неустановленным лицом. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, а суд апелляционной инстанции занял другую позицию, придя к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза. Чем обоснована такая позиция:
Размер и объем причиненных убытков был определен истцом в одностороннем порядке, без участия перевозчика. В итоге, неправильная фиксация повреждений не позволила истцу получить возмещения убытков.
Чтобы избежать таких неприятных моментов, при наступлении спорных моментов, следует прибегнуть к помощи транспортного юриста. Наши специалисты проведут консультации по широкому кругу вопросов, касающихся грузовых автоперевозок, защитит интересы в суде и помогу взыскать долги по грузоперевозкам. Наша главная миссия — оказание качественной юридической помощи и достижение требуемых результатов для клиентов. Мы оказываем услуги по всей России, ведем онлайн-консультации.
28 ноября 2022
21 ноября 2022
28 октября 2022